ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ перевод: nightspell
Саунд богемной жизни и смутной сексуальной девиации – ошеломляющий Hunky Dory, от него до сих пор перехватывает дыхание, более 30-ти лет спустя. Непосвящённым необходимо знать две вещи о Hunky Dory. Первое – его принято считать первым настоящим шедевром Боуи; изысканно оркестрованный, преимущественно фортепианный альбом, кажется, ошибся местом в дискографии, зажатый между металлическим монстром The Man Who Sold The World (1971) и глэмовым первопроходцем Ziggy Stardust (1972). Второе – попытка расшифровать его “смысл” может серьёзно повредить рассудок. Ибо, то, что вначале производит впечатление светлого ясного поп-альбома (в основе которого, с одной стороны умные философские песни, а с другой – странные панегирики Дилану, Энди Уорхолу и Лу Риду) в действительности – одно из мрачнейших творений Боуи. Также, это, возможно, одна из самых честных его записей: редко (со времён Дилана в середине 60-х) артист вытаскивал на поверхность полное содежимое своего измученного разума и предлагал миру собрать его по осколкам. Начав работу над Hunky Dory в 1970-м, Боуи находился в странном состоянии ума, даже по собственным эпическим стандартам. К 24-м годам, его единственный хит “Space Oddity” был туманным воспоминанием, а жизнь в Хаддон Холле – осыпающемся викторианском доме в Бекингеме, Кент – становилась всё более эксцентричной: полуночные дискуссии при свечах об оккультизме; книжные полки с рядами работ Ницше, Кроули и Юнга; причудливый антиквариат, заполонивший псевдо-готические галереи – наряду, разумеется, с многочисленными странными гостями. Одним из постоянных посетителей был сводный брат Боуи – Терри Бернс – клинический шизофреник, чьё состояние в последнее время ухудшалось. Боуи, осознавая, что безумие распространено в его семье, боялся, что тоже сходит с ума. Если этого было мало, чтобы нарушить его и без того хрупкую психику, в довершение, его жена Энджи вскоре обнаружила, что беременна. Перспектива отцовства заставляет большинство людей подвергнуть себя серьёзному самоанализу: можно лишь догадываться о потрясении, которое это оказало на психически неустойчивого любителя носить женскую одежду, регулярно снимающего бисексуалов в местном танц-клубе на пару с супругой для домашних развлечений “на троих”. Hunky Dory, несомненно, навеян этими тревогами, ещё прибавьте сюда огромную кипу книг по оккультизму, пластинок и фильмов, которые Боуи тогда упорно поглощал. Альбом отсылает к Ницше, Уорхоллу, Гиммлеру, греческой мифологии, Черчиллю, Кроули, Ленину, Дилану, Velvet Underground, Грете Гарбо, викторианскому писателю Эдварду Бульверу-Литтону… Там даже нашлось место для Микки Мауса. Но, то, что поначалу кажется работой безумного визионера – эти руки, тянущиеся из “трещины в небесах”, предостережения о “грядущей расе” супер-людей, гомоэротические образы безжизненных растерзанных тел – на деле, при ближайшем рассмотрении, оказывается предельно откровенным отчётом о напряжённом поиске человеком смысла собственной жизни и искусства. В итоге, три трека – “Quicksand”, “Kooks” и кавер-версия песни Биффа Роуза “Fill Your Heart” – ставят вопрос ребром: а не лучше ли для Боуи, как бы там ни было, забыть все прочитанные им заумные книги и просто, скажем так, спокойно радоваться жизни. Запутался? Вероятнее всего – да. Но Боуи был поразительно искренен в этом. Если Hunky Dory отражает блуждания в эзотерической области поп-культуры, то, скорее всего потому, что с конца 70-го до начала 71-го у Боуи просто было полно времени на чтение книг и просмотр ТВ. Пока новый менеджер Тони ДеФриз пытался освободить его от действующего контракта с “Mercury”, делать было особенно нечего. Только недавно подписанный контракт с “Chrysalis” на 5000 фунтов не давал ему забыть о сочинении песен. Первым плодом его труда в роли нанятого композитора был “Oh! You Pretty Things” – хит для Питера Нуна в июне 1971-го, впоследствии эта песня была переписана для Hunky Dory.
Вынужденный простой принёс неожиданные результаты. Возобновив своё увлечение Уорхолом, после визита в Нью-Йорк в феврале 1971-го, первую половину года он провёл, пробуя себя в качестве стармэйкера Свенгали. Естественно, его “создания” были предназначены для исполнения новых песен, которые у него постепенно накапливались. Так был явлен миру бесславный сингл Арнольда Корна, представляющий дизайнера одежды Фредди Бурретти (настоящее имя – Фред Барратт), исполняющего будущие песни Зигги – “Hang On To Yourself” и “Moonage Daydream”, а также злосчастное сотрудничество с другом Микки Кингом. Кроме того, в это время Боуи работает с фолк-певицей и экс-возлюбленной Даной Гиллеспи, которой он презентовал “Kooks” – песню, навеянную недавним появлением на свет его сына Зоуи. Сегодня очевидно, что все эти проекты и эксперименты с рукотворными “звёздами” были шагами на пути к Зигги Стардасту. Но – что явилось ключом к успеху Hunky Dory – этот процесс позволил Боуи сочинять в более свободной и непринуждённой манере о своих зачастую девиантных побуждениях. Ни одна из этих композиций не предполагалась как “песня Дэвида Боуи”, тем не менее, это именно то, чем все они стали. Летом 1971, имея новый контракт с RCA на горизонте, Боуи неожиданно обнаружил, что пора делать альбом. Бывший звукоинженер Кен Скотт был нанят в качестве продюсера (Тони Висконти выбыл после неразберихи с The Man Who Sold The World). На этот раз Боуи проявлял большую заинтересованность в процессе записи, настояв, к примеру, на том, чтобы треки были построены на роскошных фортепианных аранжировках Рика Уэйкмана – будущего клавишника Yes и бывшего – Strawbs. Тем временем, гитарист Мик Ронсон проявил свои классические способности для создания драматичных оркестровок. Для полного укомплектования состава позвали бывших со-товарищей Ронсона – Вуди Вудманси (ударные) и Тревора Болдера (бас); так была полностью, за исключением названия, создана будущая группа The Spiders From Mars.
Когда в ноябре завершились последние сессии (а к этому времени Боуи уже начал работу над Ziggy), принимавшие участие в записи чувствовали, что это триумф. Но и 32 года спустя всё ещё непросто расшифровать почти руническое свойство альбома. Заманчивые смысловые совпадения между песнями, подчёркнутые повторяющимися словами и образами (“paint and glue” / “sand and glue”; “caveman” / “Stone Age man” и т.д.) создают явное впечатление, что всё это должно сложиться в нечто целое, имеющее глубокий смысл. В претенциозном вступлении “Changes” Боуи с предельным высокомерием воспевает свою способность всегда быть на шаг впереди: “Look out, all you rock’n’rollers!”. Тогда как волшебная “Oh! You Pretty Things” – результат размышлений над надвигающимся рождением Зоуи – отражает мнение Боуи о будущих поколениях, о том, как нас вытеснит “Homo Superior”. “Eight Line Poem” – импрессионистская кантри-блюзовая интермедия, “Life On Mars?” – очень необычный рассказ о “серой мышке” – девушке, находящей спасение от реальности в кинотеатре. В “Quicksand” Боуи просматривает витрины различных философских концепций в поисках одной, которую сможет выбрать, но окончательно тонет в потоке сознания. С другой стороны, беспечная “Fill Your Heart” утверждает “Не думай ни о чём и будешь свободе-е-ен!”. Очень тревожная “The Bewlay Brothers”, завершающая альбом – зловещий суицидально-смертельно-гомоэротически-наркотический ночной кошмар. Всё, казалось бы, ясно только с ироническими трибьютами замечательным нью-йоркцам (“Andy Warhol”, “Song For Bob Dylan” и стилизация под Velvet Underground “Queen Bitch”), но и здесь скрыта двойственность: то ли он прикалывается, то ли нет. Повторюсь, попытка расшифровать “смысл” Hunky Dory может серьёзно повредить рассудок. Но, в таком случае, похоже, что и у Боуи он не был в порядке. Однако, процесс создания оказался очистительным. “Он забрал из меня немало, – сказал сам Боуи, – немало шизофрении”. Выпущенный в декабре 1971-го, Hunky Dory сразу пошёл ко дну, так и не попав в чарты до осени 1972-го, когда стал №3 в Британии. К тому времени, однако, Боуи уже наслаждался временным избавлением от многих своих проблем – денежных, идейных, философских – благодаря оранжевоволосому Прокаженному Мессии, который играл на гитаре.
| |
Category: MOJO. Bowie Special 2003 | Added by: nightspell (20.10.2018) | Russian translation:: nightspell | |
Views: 381 |
Total comments: 0 | |
© Копирование любых пресс-материалов сайта разрешается только в частных, некоммерческих целях, при обязательном условии указания источника и автора перевода.
INDEX
LINKS & REFERENCES
BOWIE WONDERWORLD
David Bowie Is
davidbowienews.com
thinwhiteduke.net
Illustrated DB Discography
BOWIE GOLDEN YEARS
BASSMAN'S DAVID BOWIE PAGE
TEENAGE WILDLIFE
ZIGGY STARDUST COMPANION
THE YEAR OF THE DIAMOND DOGS
BOWIE DOWNUNDER
HELDEN
BOWIE STATION
Wikipedia
MANOFMUSIC
IconicLicensing
MorrisonHotel Gallery
BlenderGallery
Artsy
SnapGalleries
Analogue Gallery
Rockarchive
Rock Paper Photo
IconicPix Music Archive
PhotoShelter
GettyImages
RexFeatures
APA-PictureDesk
TT Nyhetsbyran
News Licensing
TopFoto
Imago-Images
ProfiMedia
MirrorPix
fanpop