DRESS FOR EXCESS | MOJO – David Bowie Special Edition – 2003 | Johnny Rogan
перевод: nightspell
Списанный со счетов, как "герой одного хита” [имеется ввиду "Space Oddity” 1969-го года], Боуи облачился в юбку и чулки, чтобы повторить успех с не менее потрясающим The Man Who Sold The World.
Кажется, это было ещё в каменном веке, но когда-то Дэвид Боуи считался робким неудачником, героем одного хита и совершенно безнадёжным случаем. В конце 60-х он красовался на первых страницах музыкальной прессы с расточительной рекламой его синглов, которые все с треском проваливались.
Боуи прошёл через множество лейблов, как голодный попрошайка – Decca, Deram, Parlophone, EMI, Pye, Philips… и так далее. Они потратили состояние на певца, которого никто никогда не видел по ТВ и редко слышал (если вообще слышал) по радио. Случись вам упомянуть его имя среди сверстников, даже тех, кто читает музыкальные газеты, оно бы им ни о чём не сказало. Спустя годы мы узнали, что не только рекорд-кампании, но и многострадальные менеджеры – Ральф Хортон и Кен Питт – также много инвестировали в его будущее. Оба были так расстроены его неудачами в чартах, что даже платили фальсификаторам чартов в надежде подтолкнуть его карьеру. Но, похоже, хита ему было не видать.
Через несколько лет менеджерской заботы и щедрости рекорд-компаний, в 1969-м по милости "Space Oddity” случился прорыв, однако, сингл сам по себе ничем не выделялся. Здесь на руку Боуи сыграла высадка на Луну, что было столь же предсказуемо, как лидирование в чартах Zager & Evans с их футуристическим гимном "В 2525 году”. У обеих песен на лбу было написано "герой одного хита”. Когда следующий сингл – "The Prettiest Star” был продан в количестве жалких 798 копий, мало кто за пределами ближайшего окружения Боуи удивился. Сопутствующий ему альбом – David Bowie (названный так же, как его дебют на Decca) – также прошёл незамеченным. Казалось, Боуи был обречён остаться в памяти, как тот парень со стилофоном и большой рекламной кампанией, который, при всех этих трюках и деньгах, может попасть в чарты не чаще, чем человек на Луну.
С такой нескладной предысторией, появление The Man Who Sold The World было сродни тихому откровению. Вначале он поступил в магазины как импорт и продвигался в неподходящей компании хипповых релизов того периода с Западного побережья США. Выяснилось, что Боуи уехал в Штаты для рекламной кампании на радио, и альбом вышел сначала там. Просочившись на британский рынок, он был подхвачен публикой из Челси и небольшой группой лиц, покупающей хипповый импорт. Теперь молва окрестила Боуи "надеждой андеграунда”.
В апреле 1971-го The Man Who Sold The World удостоился полноценного британского релиза на Mercury, красуясь своей обложкой – одной из самых интригующих в истории. Бывший мод, облачившись в платье, теперь выглядел как пресыщенная старлетка, полулежащая на шезлонге. Он был вылитой ожившей Мадам Джордж Вэна Моррисона, за исключением колоды карт вместо набора домино. Если обложка была провокационной, то музыка – просто потрясающей, не похожей ни на что, что он записывал ранее. Здесь были хард-энд-хэви соло гитариста Мика Ронсона, синтезатор Муга, от звуков которого бросало в дрожь, а еще исполнение и стихи Боуи – вызывающие, сильные, часто тревожные и заставляющие задуматься. И, что самое интересное, во время записи он, как правило, был в самоволке.
«Этот человек не хотел вылезти из постели, чтобы написать песню, - жаловался позже продюсер Тони Висконти, - Мы шли работать в подвал и очень шумели, а Дэвид сонно говорил ‘Эй, что происходит?’… У нас оставалось около трёх дней, и я сказал ‘Дэвид, ты должен набросать какой-нибудь текст к этим песням и спеть’… Тогда он начал, а я был страшно зол на него, ведь мне пришлось работать в авральном режиме, и, разумеется, у нас едва хватало времени на микширование альбома».
Боуи, который часто находился под действием гашиша, иногда надо было подталкивать к работе. «У Дэвида бывали приступы лени, - признаёт его бывший менеджер Кен Питт. – И, время от времени, мне приходилось быть с ним немного резким. Однако стоит ему чем-то заинтересоваться, он опередит кого угодно. Но его необходимо подключить и зажечь энтузиазмом».
Под этим давлением, у Боуи получился альбом, сочетающий в себе темы пугающего образа будущего и личных переживаний по поводу проблем с психикой. Эпический трек "The Width Of A Circle”, открывающий альбом, перегружен намёками на садомазохизм, что в 1971-м звучало крайне извращённо. Плотные риффы Ронсона добавили мощности этому треку, который также знаменит своим центральным образом встречи с монстром внутри самого себя: «Я взглянул и помрачнел – ведь этим монстром был я сам». Задолго до того, как Боуи создал Зигги, Худого Белого Герцога или другие свои маски, его вдохновил обречённый сводный брат Терри – неизлечимый шизофреник, тогда живший в больнице Cane Hill – психиатрическом учреждении вблизи Бромли (Кент).
На обложке американского издания представлено комиксное изображение больницы, а ключевая песня альбома – "All The Madmen” – подробно описывает состояние его брата, с симпатией и состраданием одновременно. «У Терри был маниакально-депрессивный психоз и шизофрения, - позже объяснял Боуи. – Я думал, что мне, для моего психического здоровья, полезнее было знать, насколько реальна в моей жизни опасность безумия».
Детская невинность "All The Madmen” слышится также во вторящем ему "After All”, который, напоминает сочетание хора матросов и детского стишка, положенного на музыку; текст же проникнут ещё большим душевным расстройством. Дерзкий "Running Gun Blues” представляет другой нездоровый образ – помешавшегося ветерана, превратившегося в безумного снайпера. Заглавный трек, позже ставший выхолощенной поп-конфеткой в исполнении Лулу, в оригинальном контексте производил куда большее впечатление – диалог с собственной душой, расцвеченый маниакальным бредом величия. Бесконечно эксплуатируемая Боуи тема конца света (позже более экстравагантно обыгранная на Diamond Dogs), здесь представлена в "Saviour Machine”, где всемогущий и щедрый компьютер, берёт на себя роль Бога и сходит с ума. Тот факт, что Боуи исполняет эту песню в духе Энтони Ньюли, добавляет сюжету безумия. И, в довершение всего – замечательный трек "The Supermеn”, в котором он пересматривает Ницше для 70-х.
В отличие от Дилана или Леннона, Боуи, по-существу, был аполитичен, но увлекался нацизмом, чем позже спровоцировал скандал, благодаря бесславным фотографиям с вокзала Виктория в 1976-м, где он, одетый в чёрную рубашку, стоял в Мерседесе с поднятой левой рукой. Был ещё инцидент, когда он был допрошен польской таможенной службой по поводу провоза нацистских "сувениров”, якобы собранных для документального фильма о Йозефе Геббельсе. Всё это было ещё в будущем, но "The Supermеn” подтверждает, что эти тоталитарно-музыкальные темы находили своё воплощение задолго до появления Зигги Стардаста. В самом деле, перед выходом The Man Who Sold The World Боуи предсказывал реванш крайне-правых в малоизвестном интервью давно не существующему "Music Now!”. Эти настроения повторялись в более поздних высказываниях и воплотились в серию персонажей и сценических образов. «Эта страна взывает о лидере, - предупреждал он. – Одному Богу известно, к чему это ведёт, но, если не обращать внимания, то всё может кончиться Гитлером. Место свободно, его может занять любой, кто обладает достаточно сильной личностью, чтобы быть лидером. Единственный человек, у кого хватит на это сил – Инек Пауэлл».
Всё, чем Дэвид Боуи стал позже, сосредоточено в этом замечательном альбоме. Вслушайтесь, и обнаружите истоки Ziggy Stardust, Aladdin Sane и даже Tin Machine. Поглощённость ницшеанскими супер-людьми, орруэловским отчаянием романа "1984”, заигрывание с нацистским шиком и вопросами половой идентичности – все главные темы. Безумие, тоталитаризм, андрогинность, сексуальные отклонения – всё это здесь. The Man Who Sold The World был тревожным предтечей всего, что последовало за ним. Всё-таки, это лучший и самый недооценённый альбом Боуи.
| |
Category: MOJO. Bowie Special 2003 | Added by: nightspell (07.01.2011) | Russian translation:: nightspell | |
Views: 1813 |
Total comments: 0 | |
Only registered users can add comments. [ Registration | Login ]
© Копирование любых пресс-материалов сайта разрешается только в частных, некоммерческих целях, при обязательном условии указания источника и автора перевода.
INDEX
LINKS & REFERENCES
DAVID BOWIE. com
BOWIE WONDERWORLD
David Bowie Is
davidbowienews.com
thinwhiteduke.net
Illustrated DB Discography
BOWIE GOLDEN YEARS
BASSMAN'S DAVID BOWIE PAGE
TEENAGE WILDLIFE
ZIGGY STARDUST COMPANION
THE YEAR OF THE DIAMOND DOGS
BOWIE DOWNUNDER
HELDEN
BOWIE STATION
Wikipedia
MANOFMUSIC
IconicLicensing
MorrisonHotel Gallery
BlenderGallery
Artsy
SnapGalleries
Analogue Gallery
Rockarchive
Rock Paper Photo
IconicPix Music Archive
PhotoShelter
GettyImages
RexFeatures
APA-PictureDesk
TT Nyhetsbyran
News Licensing
TopFoto
Imago-Images
ProfiMedia
MirrorPix
fanpop
pinterest
BOWIE WONDERWORLD
David Bowie Is
davidbowienews.com
thinwhiteduke.net
Illustrated DB Discography
BOWIE GOLDEN YEARS
BASSMAN'S DAVID BOWIE PAGE
TEENAGE WILDLIFE
ZIGGY STARDUST COMPANION
THE YEAR OF THE DIAMOND DOGS
BOWIE DOWNUNDER
HELDEN
BOWIE STATION
Wikipedia
MANOFMUSIC
IconicLicensing
MorrisonHotel Gallery
BlenderGallery
Artsy
SnapGalleries
Analogue Gallery
Rockarchive
Rock Paper Photo
IconicPix Music Archive
PhotoShelter
GettyImages
RexFeatures
APA-PictureDesk
TT Nyhetsbyran
News Licensing
TopFoto
Imago-Images
ProfiMedia
MirrorPix
fanpop