перевод: Alex
Это привидение – никто иной как Дэвид Роберт Джонс, или Дэвид Боуи. Его сцена длится всего 47 секунд, но для такого, как Боуи, этого вполне достаточно, чтобы превратить ее в магический момент и, возможно, лучшее свое выступление на экране. Сцена, быть может, дающая ключ к пониманию загадочной личности Дэвида Боуи. Но об этом – позже. Дэвид Боуи часто прятал свою личность под масками разных существ из другого мира – прежде всего, Зигги Стардаста, гитарного героя с Марса. Его первой достойной упоминания ролью стал пришелец Томас Джером Ньютон из фильма Николаса Роуга "Человек, упавший на Землю", 1976 г. Позднее, в клипе „Ashes To Ashes“ одетый клоуном Боуи бродит по луноподобным ландшафтам. Дэвид Боуи давно видел себя неким существом с другой планеты, которое лишь наносит нам время от времени редкие и разочаровывающие его визиты откуда-то из своего мира. Мы никогда не можем постичь его всего целиком – он всегда остается фантомом, чье лицо мелькает на секунду в клипе или фильме. Именно этот миф неуловимого, непостижимого Дэвида Боуи и использует Дэвид Линч в своем "Твин Пикс". И здесь Боуи возвращается из иного измерения, чтобы поведать агентам ФБР о своих кошмарных видениях. Камера Линча сначала как бы забегает вперед Боуи, чтобы попытаться поймать его, но он слишком быстр. Он ускользает. [В следующей затем сцене] его лицо измождено, речь бессвязна, походка – медленная и спотыкающаяся. Таким и известен нам Дэвид Боуи – словно в любую минуту он готов упасть, словно его мучает земное притяжение. Его возвращение на Землю как будто стоит ему огромных сил – путешествие к нам длинно и изнурительно. В 1993 г. Боуи закрепляет свой тщательно взращенный имидж в видео к „Jump They Say“. В этом клипе видны явные параллели с фильмом Криса Маркера [Chris Marker] „La Jetee“, ["Взлётная полоса", англ. название „The Jetty“, короткометражный черно-белый фильм (28 мин.) „La Jetee“, 1962 г.: герой этого фильма создает дыры во времени и путешествует по ним в прошлое. Некую женщину постоянно посещает этот пришелец из будущего. В клипе Дэвид Боуи соответствует герою „La Jetee“ – а, значит, он путешествует не сквозь пространство, как мы до этого думали, а сквозь время. Он – пришелец не с другой планеты, а из будущего. Тот, кто за 30 лет своей карьеры предвосхитил столько направлений – от панка до нью-вэйв, от глэм-рока до техно, – просто неминуемо должен был явиться из будущего! Он был первой поп-звездой, вышедшей на биржу, первой, выложившей альбом в интернет и первой, в чей образ воплотился персонаж видео-игры. Дэвид Боуи всегда на шаг впереди. Он не просто хитрее других, он – маг времени со сверхчеловеческими способностями. Итак, Дэвид Боуи – временной парадокс, невозможность, абсурд. Каждое вызванное им [электрическое] напряжение оказывает прямое влияние на всякое средство съемки; стоит ему появиться, и аппаратура немедленно начинает безумно крутиться, беззащитно подставленная его воздействию. Такая хаотическая реакция хорошо показана в сцене "Твин Пикс": камера Дэвида Линча всегда либо слишком быстра, либо слишком медлительна. Но и звуковая дорожка ведет себя ненормально. Стоит Боуи появиться, как звук перестает совпадать с изображением – начинает отставать от него, даже прокручиваться в обратную сторону. Складывается такое впечатление, будто Линч потерял контроль над постановкой, и вместо него командование перенял Дэвид Боуи. Под напором его появления как будто даже сам материал складывает оружие и спасается бегством: появляются помехи, кадр размывается и исчезает, словно сдается, капитулирует. Таково воздействие Дэвида Боуи – перезарядка, перенапряжение, короткое замыкание. Это хаотическое воздействие Д.Б. время от времени видно очень ясно: в „Ashes To Ashes“ краски размываются, стоит ему появиться в кадре. В „Life On Mars?“ пленка настолько перенасыщена светом, словно ее засветил сам Боуи. И в клипе „China Girl“ происходит самоуничтожение одного из кадров, словно в обморочной ревности, когда любовный огонь разгорается от запретного поцелуя. Как обычно, впереди времени, [в Let’s Dance] Боуи постоянно дает нам понять, что ему в конечном счете, нет дела до музыки и фильм-индустрии. Хоть он и стоит прямо перед нами, смотрит нам прямо в глаза и поет (под фонограмму, само собой), но одновременно находится где-то в другом месте. Он просто возвышается надо всем этим. Конечно же, он любит слегка посмеяться над нами и над самим собой. Добрая порция иронии содержится, например, в клипе „Thursday’s Child“, когда Боуи невпопад подпевает собственному синглу и глушит его всякими шумами [вроде воды, льющейся из крана]. Манипуляция, переодевание, инсценирование – всего этого Дэвид Боуи уже всласть напробовался еще в 70-е, когда видеоклип вызвал в музыкальном мире "волну" 80-х годов. Но Боуи не ухватывается никаким временем, никакой картиной, никакой ролью. Он всегда был мастером живого выступления – кто другой мог бы измыслить такой сценарий, по которому он в „Modern Love“ больше минуты показывает камере спину, повернувшись к своим зрителям. Он как раз собирается хоронить пластиночную индустрию, которую выносит все меньше и меньше. Он только что основал собственный лэйбл ISO и решил не выпускать рекламного клипа к своему новому альбому „Heathen“. Удастся ли ему это – посмотрим. Кстати, самому Боуи нравится трактовать „Heathen“ как "Разрушитель". Возможно, это – именно тот образ, в котором его видит поп-мир: некий музыкальный мститель начала 70-х, превративший музыку в пышный спектакль, чтобы затем через 30 лет собственноручно разоблачить всю эту пеструю шумиху. Великий скептик и пророк предсказывает закат власти картинок и провозглашает возврат к простоте и умеренности, где ценится только музыка, текст и сцена. А остальное Дэвид Боуи отметает, как пепел к пеплу [Ashes To Ashes]. | |
Category: Miscellaneous | Added by: nightspell (18.10.2018) | Russian translation:: Alex | |
Views: 295 |
Total comments: 0 | |
© Копирование любых пресс-материалов сайта разрешается только в частных, некоммерческих целях, при обязательном условии указания источника и автора перевода.
INDEX
LINKS & REFERENCES
BOWIE WONDERWORLD
David Bowie Is
davidbowienews.com
thinwhiteduke.net
Illustrated DB Discography
BOWIE GOLDEN YEARS
BASSMAN'S DAVID BOWIE PAGE
TEENAGE WILDLIFE
ZIGGY STARDUST COMPANION
THE YEAR OF THE DIAMOND DOGS
BOWIE DOWNUNDER
HELDEN
BOWIE STATION
Wikipedia
MANOFMUSIC
IconicLicensing
MorrisonHotel Gallery
BlenderGallery
Artsy
SnapGalleries
Analogue Gallery
Rockarchive
Rock Paper Photo
IconicPix Music Archive
PhotoShelter
GettyImages
RexFeatures
APA-PictureDesk
TT Nyhetsbyran
News Licensing
TopFoto
Imago-Images
ProfiMedia
MirrorPix
fanpop