Боуи: «Меня тянет обратно» источник: bowiepages.wordpress.com
После почти 10 лет молчания Дэвид Боуи вернулся, вспоминая свой берлинский период — и творческий пик в карьере — с сюрпризом в виде сингла "Where Are We Now?". Марк Бомон попытался проследить за отношениями Боуи с Игги, Ино, наркотиками и этим городом по интервью, когда-то опубликованным в журнале NME. «Проезжая в трамвае от Потсдамской площади», — поет дрожащее изображение Дэвида Боуи. Двухголовая кукла сидит на стуле в студии художника и предается воспоминаниям о Берлине; но если старым фанатам этот период запомнился как пик его креативности, то более молодые, возможно, попросили бы: «Дедушка, расскажи о кокаиновых войнах 70-х». Черно-белая лента воспоминаний разматывается по экрану, и звучание ностальгических струнных усиливается, когда он вспоминает себя «сидящим в баре «Джунгли» на Нюрнберг-штрассе» (питейное заведение, которое он часто посещал в свой наименее здоровый период 1976 года) и покупающим икру в КаДэВэ, «человек, потерявшийся во времени… ходячий мертвец». Это первый музыкальный релиз Дэвида Боуи после альбома 2003 года "Reality" и первое проявление его активности с тех пор, как в 2004-м он перенес сердечный приступ. Но за "Where Are We Now?" — за этот теплый поток света, ностальгии и раскаяния — мы готовы простить ему все. С момента этого неожиданного релиза, работа над которым шла в полной секретности, 8 января в полночь по времени Нью-Йорка, в день рождения Боуи, весь мир пребывает в радостном шоке. О чем в этой песне не поется, так это о паранойе, вызванной кокаином, еженощных шатаниях по клубам на автопилоте, стычках с драг-дилерами, суицидальных ночных гонках на Мерседесе, его страстном увлечении арийской теорией и черной магией, и вооруженных охранниках, наблюдавших со Стены за зданием, где он — трудно в это поверить — создавал в то время настоящие музыкальные шедевры. Хаос, кризис и чувство неограниченной свободы каким-то образом сошлись в одной точке и привели к созданию трех альбомов, которые многие считают лучшими в его творчестве, а также поворотным моментом в современной музыке. Сам Боуи говорил: «В этой музыке заключена моя человеческая суть… моя ДНК». Это история о том, как Берлин убил, а затем воскресил Боуи…
С 1975 года Боуи «не жил» в Бель-Эйр, в Лос-Анджелесе, и его рассудок был на грани катастрофы. Воспоминания о студийных сессиях альбома "Station To Station", который был выпущен в 1976 году, утонули в тяжелых наркотиках; о том, что эта студия находилась в Лос-Анджелесе, Боуи узнал позднее, из газет. Он стал превращаться в скелет, живя на перце, молоке, мороженом и огромных пакетах с перуанским кокаином высшего качества. Наркотическая зависимость превратила его в затворника и параноика, он сутками блуждал по наглухо занавешенному дому и дрожал от страха, что его телефон прослушивается. Он ударился в черную магию и Каббалу, начал рассказывать в интервью, что хранит свою мочу в холодильнике, как средство от проклятия; он рисовал пентаграммы на стенах и коврах, чтобы изгнать демонов (отсюда строчки в "Breaking Glass": "Don't look a carpet / I drew something awful of it"). Он также был уверен, что кое-кто из фанатов хочет украсть его сперму, чтобы зачать нового Антихриста на Шабаше Ведьм. Очевидно, что ему необходимо было срочно сменить обстановку. «Я ничего не мог с этим поделать», — говорил он журналисту NME Чарльзу Шаару Мюррею в 1977, с выражением лица, которое тот назвал «дикой иронической гримасой».
"Station To Station", навеянный электронной музыкой Kraftwerk и Neu!, пришел на смену «пластиковому» фанк-соулу, в котором был сделан его альбом "Young Americans", достигший в США первых позиций в чартах. Последовавший за ним в 1976 году тур White Light, в стиле Брехта и немецкого экспрессионистского кино, явил миру личность Тонкого Белого Герцога. «Если отстраненность от мира была его целью, — писал журналист Макс Белл, сравнивая с «грандиозным политическим съездом» майское выступление Боуи на Уэмбли в течение шести вечеров, — то ему действительно удалось создать вокруг себя полный вакуум». *** Однако в этой отстраненности и изоляции постепенно зрел прорыв в новую реальность. Он уже договорился со своим приятелем-наркоманом Игги Попом, что они постараются бросить наркотики одновременно. Когда в феврале 1976 журналистка NME Лиза Робинсон присоединилась к туру White Light в ЛА, ей показалось, что у Боуи уже сформировалась некая туманная концепция. «Мне очень нравится Ино, — сказал ей Боуи. — Мне бы хотелось, чтобы он играл в группе Игги». Потом стало известно о его увлечении оккультизмом, мрачными легендами о тевтонских рыцарях и Короле Артуре, речами Гитлера и книгами о Третьем Рейхе. Он описывал Тонкого Белого Герцога как "настоящего арийца, фашиста, по сути" и говорил о возрождении фашизма в Британии. В те времена на экраны выходило телешоу "Mind Your Language", где нередко можно было услышать расистские высказывания, но заявления Боуи — это был явный перебор.
Именно в такое положение он попал в начале британской части тура White Light, когда по прибытию на вокзал Виктория репортеры сфотографировали его вскидывающим руку в нацистском салюте. "Ничего подобного, — утверждал он в интервью Аллану Джонсу из Melody Maker. — ЭТОГО НЕ БЫЛО. Я махал рукой. Просто МАХАЛ. Поверьте мне. Клянусь жизнью моего ребенка, что я махал рукой. И этот подонок поймал меня на середине жеста. О, Господи, он сделал этот снимок ради сенсации... Я же не настолько глуп, чтобы делать такие вещи. Я просто онемел, когда увидел это фото. И все, кто был в тот момент рядом со мной, растерянно спрашивали: "Дэвид, но как же так, ведь этого не было?" Подонки". Итак, Боуи решил держаться от подонков подальше и уехал в Берлин. *** Похоже, что Берлин — богемный, гедонистический, полный наркоманов — вполне соответствовал состоянию Боуи. Боуи и Игги проехались по улицам в арендованной машине президента республики Сьерра-Леоне, и остались весьма довольны увиденным. На двоих они сняли квартиру на Гаупт-штрассе, 155, в районе Шенеберг. Рядом находились кафе "Новые берега", где собирались гомосексуалисты, кафе "В ссылке", в котором из-под прилавка приторговывали спиртным, столовая "Парижский бар", куда они ходили обедать, и клуб SO36, где в открытую торговали кокаином. В этом клубе однажды состоялось легендарное выступление Einsturzende Neubauten: основным инструментом музыкантов была электродрель, которой они сверили дырки в стене. Поселившись в Берлине, приятели проводили вечера в баре "Джунгли", напиваясь там до посинения, или до рассвета зависали в клубах, или шли в кабаре "Лампы Лютзовера", где Боуи, якобы, назначал(а) романтические свидания транссексуал из Дании Роми Хааг. Они делали вылазки в живописную сельскую местность Восточной Германии, совершали ежевечерние обходы пивных и гей-баров, пьяному Игги очень нравилось петь караоке песни Фрэнка Синатры, в панк-клубах они прислушивались к призывам радикально настроенной молодежи подорвать Берлинскую Стену. По словам Боуи, тогда к нему вернулась "радость жизни... это было так здорово — почувствовать себя свободным и исцеленным". Он коротко подстригся, отрастил усы и начал одеваться как венгерский гастарбайтер, чтобы иметь возможность свободно ходить по улицам. Вскоре к нему вернулось желание заниматься музыкой. Поработав в студии под Парижем, а затем в Мюнхене, они перебрались в берлинскую Hansa Tonstudio, в двух шагах от Стены. "20 или 30 метров отделяли студию от Стены, а окна контрольной комнаты выходили прямо на нее, — рассказывал Боуи Шаару Мюррею. — Наверху Стены были башни, в которых сидела вооруженная охрана". Безрадостный ландшафт повернул мысли Боуи в соответствующем направлении.
В Ганза-студии они сводили альбом Игги Попа "Идиот", ставший поворотным в его карьере, Боуи был продюсером. Студийные сессии Игги плавно перетекли в запись альбома самого Боуи, с рабочим названием "New Music Night And Day". В сопродюсеры Боуи пригласил Тони Висконти. *** Работа над альбомом началась в Шато д'Эрувиль под Парижем, и большая часть материала была уже готова, когда в студию прибыл Брайан Ино. В руках у него был синтезатор с джойстиком (позднее Боуи подарили этот АКС синтезатор на день рождения, после того как его друг выкупил синтезатор на аукционе — прим. перев.), а в голове — куча радикальных идей и необычных звуков.
Переехав в берлинскую студию, Боуи и Ино начали работать над треками методом мгновенных озарений, будущий альбом, название которого сменилось на "Low", обещал стать головокружительным шедевром изобретательства и экспериментаторства. В альбоме с механическим повторяющимся битом, со странными, но относительно доступными мелодиями на стороне А (мы говорим о виниле) – "Sound And Vision", "Be My Wife", "What In The World", Боуи дал Ино карт-бланш, и вторую сторону они заполнили длинными атмосферными инструментальными композициями, такими как "Warzawa" (трек, в котором Боуи поет на изобретенном им самим языке; на эту песню их вдохновил четырехлетний сынишка Тони Висконти, который сидел в студии возле пианино и нажимал на нем три ноты).
*** Две рецензии на альбом "Low" были напечатаны рядом в январском номере журнала NME за 1977 год. Йен МакДональд превозносил его "футуристическое панковое звучание... это исключительно современный рок-альбом... Дэвид Боуи достиг совершенства в создании иллюзий... он исчез". В то же время Чарльз Шаар Мюррей критиковал эту запись как бессодержательную, "альбом настолько пустой, что в нем нет даже самой пустоты или вакуума... акт чистой ненависти и деструктивизма... сборник вступлений, которые растворяются в пустоте, когда вы все еще надеетесь, что вот-вот начнется основная часть... звучание пустоты, заключенной в пустоту". Заключительная фраза статьи: «Вопрос: купит ли кто-нибудь этот отстой?» Когда в сентябре Шаар Мюррей брал у Боуи интервью, он назвал альбом "черной дырой, которая высасывает весь свет из мира, находящегося на грани кататонической шизофрении".
Боуи не стал рассказывать о том, что сессии "Low" перемежались судебной тяжбой с его бывшими менеджерами, бракоразводным процессом с Энджи, с которой они давно жили раздельно, и оформлением опекунства над сыном, драками в студии с ее новым бойфрендом и кокаиновыми припадками психоза. Во время одной из встреч с Энджи он почувствовал резкую боль в груди. Как он признавался позднее, он "был на пределе... Я всерьез сомневался, что мой рассудок это выдержит". К примеру, лирика "Sound And Vision" визуализирует место, куда он рассчитывает попасть после смерти, а лу-ридо-подобная песня "Always Crashing In The Same Car" рассказывает о той берлинской ночи, когда его обманул наркодилер: в припадке ярости Боуи 10 минут на бешеной скорости гнался за ним по подземному паркингу, догнал и врезался в его машину своим Мерседесом... Дэвид пришел в себя от запаха горелой резины, не понимая, что произошло и где он находится.
Вначале в RCA новый альбом Боуи встретили с ужасом, однако, к их удивлению, он стал быстро подниматься в чартах. В итоге "Low" вызвал к жизни множество электронных групп 80-х, его ритмы были взяты на вооружение стадионными рок-группами, он показал путь, в котором пошла музыка после спада волны панка. Боуи завоевал себе уважение у любителей панка, играя на пианино в туре Idiot' 77, в котором Игги, вопреки своим благим намерениям, снова вернулся к кокаину. *** В июне Боуи был в студии Ганза, чтобы записать следующий, не менее удивительный, альбом Берлинской Трилогии "Heroes".
Действительно, большая часть лирики в "Heroes" была написана Боуи в процессе пения. Все песни были сконструированы при помощи странной Окольной Стратегии Брайана Ино: по всей студии были разложены карточки, в которых указывалось, каким образом нужно работать с текущим треком («Иди по своим следам», «Проиграй это задом наперед», «Разве эта вещь уже закончена?», «Не нарушай тишину»). «Это было вроде игры, — рассказывал Ино. — Мы делали спонтанные ходы, работая над этим альбомом. Идея была в том, чтобы каждый придерживался Окольной Стратегии. И часто выяснялось, что наши инструкции были полностью противоположными. Например, мне попадалось «Попытайтесь сделать все простым, насколько это возможно», а ему — «Сделаем акцент на несходствах».
*** "Heroes" ложился на пленку безукоризненно точными мазками, сознание Боуи было трезвым, а 48-часовой блиц-визит гитариста из King Crimson Роберта Фриппа еще больше поднял настроение — в студии они напоминали персонажей из комедий Питера Кука и Дадли Мура. Эвфемизм, придуманный Фриппом для секса («У меня были надежды помахать сегодня вечером своим мечом единения»), буквально уложил их на пол.
Похожая двухсторонней структурой на альбом "Low", однако менее расслоенная, пластинка "Heroes" стала блестящей работой. Там было достаточно юмора, но в то же время явно ощущалось вдохновение, духовный подъем. Боуи сделал уверенный шаг по направлению к своему личному и артистическому освобождению.
В альбоме много замечательных песен: "Beauty And The Beast", где смешалось влияние Kraftwerk и Taking Heads, легкое диско с восточными мотивами "Secret Life Of Arabia", подвальный панк в "Joe The Lion"… но «главным блюдом», конечно, является титульный трек — возвышенный гимн всепобеждающей любви, подходящий как для олимпийцев, так и для киношных боксеров. Боуи рассказывал NME историю создания этой песни: «Каждый день во время перерыва на обед я наблюдал из окна студии за влюбленной парой, которая встречалась неподалеку от Стены. Я размышлял: «Почему из всех мест, существующих в Берлине для встреч, они выбрали скамейку прямо под постом охранников на Стене?» Я подумал, что они, наверное, чувствовали за собой какую-то вину из-за этого романа, и своим героизмом они хотели заслужить отпущение грехов». Много лет спустя выяснилось, что парнем был продюсер Тони Висконти, в то время женатый на Мэри Хопкин, а его подругой бэк-вокалистка Антонина Маасс. «Это самая сильная песня Боуи, она трогает как ни одна другая», — изливал свои чувства обозреватель NME Энгус МакКиннон. Можно сказать, что к тому моменту Боуиевское берлинское воскрешение состоялось. К этому же периоду относят и третий альбом, вышедший в 1979 году "Lodger"— «остроумный», но разрозненный коллаж стилей, хотя на самом деле Боуи и Ино записали его в Швейцарии и в Нью-Йорке между датами мирового тура Stage. Боуи оставил Берлин позади, его демоны были похоронены навечно под этими мрачными, гулкими улицами. Его продуктивная работа в этом городе навсегда изменила поп-музыку, но Боуи больше никогда не оглядывался назад. До того момента, пока не появилась "Where Are We Now?", чтобы со щемящей тоской напомнить об этих черно-белых днях гедонизма, о разбитом сердце и героизме. О том, уже далеком, времени, когда он был «ходячим мертвецом».
| |
Category: 2013 – 2017 | Added by: nightspell (21.10.2018) | Russian translation:: Марина Машкина | |
Views: 363 |
Total comments: 0 | |
© Копирование любых пресс-материалов сайта разрешается только в частных, некоммерческих целях, при обязательном условии указания источника и автора перевода.
INDEX
LINKS & REFERENCES
BOWIE WONDERWORLD
David Bowie Is
davidbowienews.com
thinwhiteduke.net
Illustrated DB Discography
BOWIE GOLDEN YEARS
BASSMAN'S DAVID BOWIE PAGE
TEENAGE WILDLIFE
ZIGGY STARDUST COMPANION
THE YEAR OF THE DIAMOND DOGS
BOWIE DOWNUNDER
HELDEN
BOWIE STATION
Wikipedia
MANOFMUSIC
IconicLicensing
MorrisonHotel Gallery
BlenderGallery
Artsy
SnapGalleries
Analogue Gallery
Rockarchive
Rock Paper Photo
IconicPix Music Archive
PhotoShelter
GettyImages
RexFeatures
APA-PictureDesk
TT Nyhetsbyran
News Licensing
TopFoto
Imago-Images
ProfiMedia
MirrorPix
fanpop