KEN SCOTT: THE RECORDING OF ZIGGY STARDUST | Ziggy Stardust Companion interview (23 June 1999)

In English - 5years.com
Перевод - EaZy_Tigerr
Источник - forum.depechemode.su

 

"Две записи, спродюсированные самым лучшим образом из всех, что я когда-либо слышал, это, пожалуй, Ханки Дори и Зигги. Работа продюсера превратила великие песни во вневременную классику. Они открыли мне совершенно другое восприятие, гораздо более глубокое, чем просто прослушивание музыки. В каждой песне была своя атмосфера. Помимо облика Зигги Стардаста, его исполнение придавало песням внеземное звучание. Мелодии, казалось, приходят из другого мира, определенно не похожие ни на что слышанное ранее.

Это один из величайших альбомов всех времен. Цельный, революционный, магический. И хотя звук некоторых из них уже устарел, ты ставишь пластинку в темноте и... вот в чем все дело – происходит чудо! Эта музыка дает пропуск в мир, в котором ты можешь стать кем-то еще. И больше всего – дает чувство, что именно ты можешь быть Зигги Стардастом. И для подростка в Норрис Грин в Ливерпуле это означает все. Он изменил мою жизнь!"

Йен Маккалох, 2002

(Норрис Грин – деревня в фермерских предместьях города Ливерпуль, глухая провинция, то есть; Йен Маккалох, фронтмен Echo & the Bunnymen - прим.перев.)

Кен Скотт был сопродюсером (Дэвида Боуи) и звукорежиссером на записи альбома "Зигги Стардаст". До начала сотрудничества с Боуи в его послужном списке уже значились работа над "Magical Mystery Tour" и "The Beatles" (9-ый и 10-й студийные альбомы Битлз; записаны в студии Эбби Роуд, где Скотт набирался опыта рядом с Джорджем Мартином, а также работал над альбомом "Truth" (1968) Джеффа Бэка, который так нравился Дэвиду и Мику Ронсону. В 1971 году Кен основал "Nereus Productions" вместе с собственниками Трайдент Студио, и "Ханки Дори" стал первой записью, где он был уже продюсером, а не звукоинженером. Боуи очень высоко оценил работу Скотта, назвав его позже своим собственным «Джорджем Мартином».

Песни для "Взлета и падения Зигги Стардаста и Пауков с Марса" (1972) были записаны в Трайдент-студио, которую Кен описывал как "дом родной". Трайдент была студией записи в Сохо, в Лондоне с адресом 17 St Anne's Court, Wardour Street. В июле 1968 она стала первой в Лондоне студией, способной похвастаться 8-дорожечным рекордером. К началу семидесятых Трайдент была первой оснащена уже 16-дорожечным рекордером и наряду с "Advision" и "Olympic" считалась одной из лучших студий в Лондоне. Битлз записали здесь "Hey Jude", а в начале 70-х Боуи, Элтон Джон, Supertramp, Ти Рекс, Queen были их постоянными клиентами. В 1984 студия закрылась, и здание было перестроено с новой планировкой. От настоящей студии, где писался Зигги, остались четыре стены, но не больше. Сейчас там находится аудио-видео компания, специализирующаяся на танцевальных записях. Как бы то ни было, это место все еще платит дань уважения великому человеку. Во всю стену между пролетами лестницы на полпути наверх нанесено изображение Дэвида Боуи, из фотосессии к "Человеку, который упал на Землю".

– Кен, как ты встретился с Дэвидом Боуи впервые?

– Мое имя было вписано в графике Трайдент для работы над записью, в итоге ставшей "Man Of Words, Man Of Music" (1969) [RCA, Space Oddity]. Не имею понятия, может быть кто-то рекомендовал меня ему или это госпожа Судьба вставила свои 5 копеек.

– Какие альбомы вы записали с Дэвидом вместе?

– Я работал над "Space Oddity" (1969), "The Man Who Sold The World" (1970), "Hunky Dory" (1971), "Ziggy..." (1972), "Aladdin Sane" (1973), "Pinups" (1973); "Dodo" (1984) была нашей последней совместной записью.

– Сколько лет вам было при встрече?

– Ну и вопрос... Я думаю, мне было... А ты сам посчитай: я помню, что я где-то на шесть месяцев моложе Дэвида.

– Ты до сих пор общаешься с ним? Когда ты последний раз видел или говорил с Боуи?

– Мы долгое время не поддерживали связь, но недавно говорили по телефону и переписывались по электронной почте.

– А с "Пауками"?

– Боюсь, что нет. Я рано усвоил в этом бизнесе, что во время работы в студии вы сближаетесь, насколько это возможно, а через день после завершения проекта, скорее всего, уже никогда не увидитесь. Мне рассказывали, что это сродни съемкам кино.

– Зигги Стардаст до сих пор регулярно цитируется критиками и фанатами как один из величайших альбомов всех времен, по сей день свежий, острый, актуальный и по сей день привлекающий новых поклонников.

– Долгожительство Зигги изумляет меня до сих пор. Невероятно!

"Я поражен, что спустя тридцать лет после выхода альбома мы, черт возьми, говорим о нем. Мы не могли даже помыслить о таком во время создания "Зигги..."! Тогда мы думали, что альбом проживет от силы полгода. Мы понятия не имели, что через тридцать лет после подведения черты мы все еще будем говорить о нем, и люди все еще будут заинтересованы! Никто не знал, что рок-н-ролл проживет столько, откуда мы могли знать?"

Кен Скотт, 2002
(*А между тем уже и сорок лет минуло... - прим.перев.)

– Ты считаешь эту запись своей величайшей работой?

– "Величайшей" – это довольно странное для меня слово. Я рассматриваю ее, как одну из лучших на сегодняшний день из того, над чем я работал. Но всегда жду еще большего и еще лучшего (надеюсь и молюсь).

– Цитируя слова Боуи, сказанные им тебе после записи "Ханки Дори" и перед работой над Зигги: "Я не думаю, что следующий альбом тебе понравится... Он... Очень отличается от всего, что я делал ранее. Он будет намного, намного тяжелее звучать, и намного страннее". Ты помнишь такое? Почему Дэвид думал, что ты не примешь новый альбом?

– Беседа проходила примерно в таком ключе. Я сам был озадачен этим вопросом, так и не нашел ответ, на самом деле.

"Я помню, Дэвид пришел ко мне, до работы над альбомом, и сказал: "Тебе не понравится этот альбом. Он будет намного жестче". Я не знаю, с кем он сравнивал его, может, с Игги. Он думал, я буду ненавидеть его, но я полюбил этот альбом!"

Кен Скотт, 1999

– Боуи обсуждал с тобой свои планы насчет альбома и характера Зигги?

– Я таких подробностей не помню.

– Буклет к переизданию Зигги на "Рикодиск" утверждает, что большая часть альбома была записана за две недели в ноябре 1971, точнее с 1 по 14 ноября. Всегда были некоторые споры по поводу этих дат, кажутся ли они тебе верными?

– Я должен согласиться с твоими сведениями. Временной промежуток вроде бы верен, но я не вел дневник. И, к сожалению, в какой-то момент при продаже и перепродаже студии, затяжных судебных разбирательствах оригинальные документы были утеряны или уничтожены. Но тут есть несколько исключений: "Стармэн" был таким исключением для Зигги Стардаста. Кто-то, не знаю, Боуи или ДеФриз, или RСА решили, что нужен сингл, поэтому мы вернулись в Трайдент, мой "дом родной", чтобы записать первый сингл. Все другие песни, кроме "It Ain't Easy", действительно были записаны в течение двухнедельной сессии.

– В примечаниях "Рикодиск" также упомянут список ауттейков к альбому. Одна из этих песен, "Looking for A Friend", довольно хорошо известна поклонникам Боуи. Две других не доступны даже в виде бутлегов, а именно "Only One Paper Left" и "Its Gonna Rain Again". Помнишь ли ты эти песни, и если да – какими они были?

– Из названий песен, что ты говоришь, я смутно припоминаю лишь "Only One Paper Left". Но какова она была, уже не имею представления.

– В 1972 году Дэвид намекнул на существование "связующего" альбома между "Ханки Дори" и "Зигги Стардастом", который он планировал выпустить, и который содержал бы песни "He's A Goldmine / Bombers / Starman / Round and Round / Something Happens". Припоминаешь ли ты что-то об этом "потерянном" альбоме?

– Со всей честностью отвечу: когда бы мы физически смогли успеть записать и выпустить этот "связующий" альбом? "Зигги" был записан практически сразу же после "Ханки Дори", даже раньше его релиза. Это означало бы три готовых альбома одновременно. Немыслимо.

– Боуи говорил, что "Зигги Стардаст" был единственным альбомом, при записи которого он пришел в студию вооруженный подходящими песнями. Каков был стиль его работы в студии?

– Должен сказать, что я помню иначе. Мы начинали работу с готовых демо к "Ханки Дори" и он, определенно, уже имел материал к "Зигги Стардасту", и я уверен, что уже тогда у него был и материал к "Аладдину Разумному". Были исключения, конечно, "Bewlay Bros.", мгновенно пришло на ум. Аранжировки создавались прямо в студии, но не записывались. Его стиль работы? Он знал, как именно все должно звучать, и на нас остальных лежала задача добиться именно такого звучания.

– Как долго шла непосредственно запись? Сколько часов вы работали над альбомом?

– Мы записались быстро, как и всегда делали. В основном работали с понедельника по субботу, с двух часов пополудни до окончания сессии немногим позже полуночи, с перерывами на перекусы. Две или три недели ушло на запись, и еще две недели – на микширование. Мы пили чай, Ронно мог выпить пару бутылок пива – и все.

– На сколько дорожек был записан Зигги?

– Думаю, на восемь. А может, и на шестнадцать, я не уверен.

– Кто еще присутствовал в студии помимо тебя, Боуи и Пауков?

– Мммммм. Энджи, возможно, Тони ДеФриз однажды заходил и Дана Гиллеспи. Никому не запрещалось приходить, это не были "закрытые" сессии, думаю, просто никому особо не было дела до того, чем мы занимаемся.

"Это был примечательнейший случай работы над альбомом: никто из рекорд-компании ни разу не появился в студии, это было необычно тогда и невозможно теперь. Они сказали, что предоставят нас самим себе, примут уже готовый продукт и только потом сделают свои комментарии. С Дефризом было точно так же. Если он появлялся, то вне зависимости от температуры за окном, он всегда был одет в шубу из натурального меха и с сигарой – это стало его "рабочей одеждой" после того, как потекли деньги. Он полностью оставил музыку нам, что было великолепно – я ни разу не слышал его мнения по поводу материала вообще. Я всегда знал, что он Хитрый Фриз (Deep Freez). Он управлялся с успехом куда лучше, чем Боуи! Успех был для него вещью №1, всегда".

Кен Скотт, 1999

– Какова была атмосфера в студии? Вы осознавали, что записываете хитовую вещь? Было ли предвкушение успеха?

– Да, вся запись была пропитана воодушевлением. Так всегда, если все идет как надо. Мы знали, что делаем сильную вещь.

"В период между "Ханки Дори" и "Зигги" я разговаривал с Вуди (Вудманси - прим.перев.), он был озабочен звучанием ударных в "Ханки Дори" – ударные звучали как куча коробок с кукурузными хлопьями, и такого звука на следующей записи он не хотел бы. И вот, в первый день записи я послал помощника ("чайного парня", teaboy, мальчика на побегушках - прим.перев.) купить столько хлопьев в коробках разного размера, сколько он мог унести. Потом я и роуди собрали ударную установку из коробок с хлопьями вместо барабанов для Вуди, чтобы он смог оценить звучание своих барабанов. Он сложился пополам от хохота, когда увидел".

Кен Скотт, 2002

– Каковы были ваши предположения относительно успеха "Зигги"?

– Общее мнение заключалось в том, что это будет "американский" альбом, мы считали, что там он будет продаваться лучше, чем где бы то ни было. Парень, как же мы ошибались! Номер один по всему миру, а продажи в Штатах – как кот наплакал.

– Каков был твой стиль работы с Боуи?

– Джордж Мартин предоставлял Битлз почти полную свободу, чтобы они могли идти своим собственным путем. И именно так я поступал по отношению к Дэвиду. У него были все музыкальные идеи, которые были ему нужны. Я же всегда рассматривал работу продюсера, как донесение до слушателя лучшим, насколько возможно, способом идей артиста в том виде, в каком он хочет. Дэвид был не особенно хорош по части объяснений того, чего он хочет конкретно, поэтому приходилось быть экономичным в производстве, на случай если он скажет, что хочет оркестр из 125 участников.

– Знаешь ли ты, что Дэвид с тех пор именовал тебя "своим Джорджем Мартином"?

– Я слышал об этом, и, когда мы, наконец, смогли поговорить снова, мы вдоволь над этим посмеялись.

– Как вам работалось вместе?

– Это была в значительной степени командная работа, где каждый участник занимался своей основной партией, правил ее до устранения любых погрешностей и затем добавлял свой вклад в общий микс. Тревор и Вуди не особенно преуспевали в этом, а вот Мик Ронсон был очень важен. Его работа, как и моя, была в том, чтобы интуитивно почувствовать, что хочет Дэвид и перевести это в музыкальные термины. Мик в этом отношении был очень хорош, он был с Дэвидом на одной волне и знал точно, чего тот хочет в данный момент.

"Аранжировки были моими, или моими и Мика, и еще он написал сногсшибательные струнные партии. Мик – великолепный "актер второго плана" и соавтор; его сырой, страстный стиль игры на гитаре, который можно сравнить с игрой Джеффа Бэка идеально подходил Зигги и Паукам. Все вместе это имело потрясающую целостность. Ты веришь каждой ноте, которую он вырывает из своей души. Другой исключительной способностью Мика, какую с тех пор я смог обнаружить всего у нескольких исполнителей, было умение с легкостью подхватить мелодическую фразу, которую я мог насвистеть ему или плохо сыграть на гитаре, и заставить ее звучать, усилить эхом второй гитарной линии. Мы работали вместе так хорошо из-за его таланта интерпретатора, добавления "джеффбэковщины", мощи и красоты, к простеньким риффам. Я мог буквально нарисовать на бумаге форму соло мелком или фломастером: 'Moonage Daydream' например, начинается ровной линией, которая переходит в широкую, подобную рупору форму и оканчивается как брызги разъединенных и ломаных линий. Я читал где-то, что Фрэнк Заппа использовал серии рисунков с символами, чтобы объяснить своим музыкантам, какая форма должна быть у звучащей композиции. Мик мог взять подобный рисунок и, черт возьми, действительно сыграть это, воплотить в жизнь! Очень впечатляюще".

Дэвид Боуи, 2002

"Ронно точно знал, что требовалось от оркестра, – говорит Кен Скотт. – Он всегда приходил с уникальными и совершенными оркестровками для Дэвида. Между ними была эта интуитивная связь. И Ронно каждый раз попадал в яблочко!"

Кен Скотт, 2002

– Это правда, что рояль в Трайдент-студио, на котором играл Мик Ронсон для "Ханки Дори" и "Зигги", это тот же самый рояль, на котором играли Битлз в "Hey Jude" на "The White album"?

– Да, это тот же самый рояль, что был использован на "Hey Jude", и при записи ранних альбомов Элтона Джона, Nilsson, Carly Simon, Genesis, Supertramp и многих других. Это был один из предметов гордости Трайдент – звук того рояля. Удивительный был инструмент!

– За микширование отвечал ты один или это была совместная работа с Боуи?

– Боуи и Ронсон редко сидели в студии на микшировании, все проходило на доверии, что было необычно тогда. Единственный раз, когда я видел Дэвида в студии на этой стадии – это была работа над песней "Lady Grinning Soul" ("1984/Dodo"), и может быть еще один трек, но я не помню, какой. Я также смутно припоминаю присутствие Ронно на микшировании в ранний период, скорее всего что-то из "Ханки Дори".

– "Зигги" часто цитировался и расценивался как концептуальный альбом, но не в чистом виде, поскольку он менее цельный, чем "Томми", the Who, как говорят. С твоей точки зрения это была сознательно задуманная концепция?

– Концептуальный альбом? Нет. Несколько тесно связанных песен – да.

"Мы определенно не подходили к созданию альбома, думая, что он целиком станет концептуальным. Изначально была группа песен, сочетавшихся друг с другом. Теперь – да, есть история, объединяющая их, но только и всего – несколько песен".

Кен Скотт, 2002

"Я думаю, лучшая вещь, которую я сделал – оставил его (альбом "Зигги Стардаст" - прим.перев.) таким недосказанным. Это не была законченная история. Внутри нее были конкретные ситуации, но она не была так четко обрисована, как в обычной повести. Проблема с копированием кого-то, кто хорошо известен, в том, что вы знаете о нем все подробности, поэтому не можете поставить себя на его место. Но из-за того, что Зигги был своего рода пустой формой, вы могли многое от себя добавить к нему, создать своего собственного Зигги".

Дэвид Боуи, 2002

– В раннем радиоинтервью в 1972 году Боуи сказал американскому интервьюеру, что ..."он просто набросал последовательность песен в альбоме в произвольном порядке, в каком они появлялись..." Но в действительности было ли это более спланированным? Кто определял текущий порядок песен в альбоме, и какая песня войдет в список, а какая нет? Ты можешь что-то сказать по этому поводу?

– Определенно, последовательность песен была заранее обговорена. Речь идет о старых виниловых записях, когда мы пытались подобрать общую длину песен для каждой стороны как можно ближе к максимально возможной. Я смутно припоминаю, что писал варианты компоновки треков и показывал их Боуи, а затем боролся с его «пере-пере-пере-переменами». Но я так же недавно усвоил урок, что моя память не столь уж блестяща, как и мои попытки шутить.

– Один источник утверждал, что все треки «Зигги» были записаны вживую, очевидно, это не так?

– Ничего не писалось 100% вживую. Повторные дубли были на каждом треке, на некоторых больше, чем на других. Если память мне не изменяет, что маловероятно после 27 лет, у "Round and Round" было наименьшее количество дублей. На "Зигги Стардасте" основы записи были одинаковыми для всех треков, только нюансы для каждой песни могли варьировать. Сессии звукозаписи не сильно отличались от всех других Боуиевских.

– Насчет "Round and Round", некоторые источники утверждают, что это было ранним вариантом названия альбома. Это правда? Были и другие?

– Я не помню такого о "Round and Round", или о других названиях.

– "Five Years" – моя любимая песня на «Зигги Стардасте», это видно в имени сайта в адресной строке. Как я понял, эта песня в записи была собрана из двух разных дублей?

– Мастер-лента была одна. Но вокал мы писали необычно, в два дубля чисто по техническим причинам. Дэвид в этой песне начинает петь очень тихо, поэтому, чтобы получить качественное звучание, я должен был поднять уровни на пульте, но, как ты знаешь, потом вокал набирает предельную силу, и поэтому я должен был поменять все настройки. Звучание вокала в первой и второй частях разное, мы должны были подогнать настройки, чтобы выровнять его.

"Всего несколько исполнителей, с которыми я работал, могли записать лид-вокал с первого дубля практически всегда. Боуи – один из них. В наши дни можно спеть мелодию вообще мимо нот, и технические возможности позволяют это исправить. С Дэвидом ничего не надо было править, это потрясающе".

Кен Скотт, 2002

– Какая твоя любимая песня на "Зигги Стардасте"?

– Ого! Я думаю,"Moonage Daydream", но это трудный выбор.

"Он (альбом "Зигги Стардаст" - прим.перев.) будет в моем списке "дисков для необитаемого острова". Ронно играл именно так, как было нужно, его аранжировки струнных превосходны, вокал Дэвида тоже, все цельно и работает безупречно".

Кен Скотт, 2002

– Этот трек любимый также и у Тревора Болдера и Мика Вудманси! В интервью 1973 года с Чарльзом Мюрреем (Charles Shaar Murray) Боуи признавался, что он стянул линию бэк-вокала из 'Lovely Rita' (альбом Sgt. Pepper, The Beatle's) и перенес ее в "Star". Таким же образом, по его словам, он поступил со свистком и баритон-соло саксофона из середины песни "Sure Know A Lot About Love" (The Hollywood Argyle) для соло в "Moonage Daydream."

– Вообще-то моя память говорит, что это была запись Coasters. Опять эта моя память. Но да, Боуи услышал ее, полюбил, и четко пояснил, что именно это он хочет слышать на "Moonage Daydream".

– Это правда, что Дэвид не знал о синхронных струнных, которые ты добавил в конце песни?

– Дэвид, конечно, знал об этих струнных. Ронно делал аранжировки по просьбе Дэвида. А я сделал синхронизацию микса, что было моей собственной идеей.

– Как я понимаю, тот жесткий саксофон в фоновом звучании на "Suffragette City" – это на самом деле синтезатор (ARP synthesizer).

– Да, у Дэвида была идея по этому поводу. Я провел немало времени, балуясь с этим ARP, который Трайдент недавно купили и предложили нам на пробу. Я возился с ним, получил, наконец, нужный звук, и Ронно сыграл партию. Мы не собирались воспроизводить именно саксофонное звучание, и меня всегда удивляло, когда люди говорят, что это был сакс.

– В недавно вышедшей книге Марка Пейтресса о Зигги (Classic Rock Albums: Ziggy Stardust (1998)) есть твои воспоминания о том, как Дана Гиллеспи выручила с бэк-вокалом на "It Ain't Easy". Для многих фанатов эта песня, сочиненная не Боуи и оставшаяся после сессий к "Ханки Дори", кажется лишней на альбоме. Ты знаешь, почему Дэвид включил "It Ain't Easy" в "Зигги Стардаста"?

– Н-нет.

– Ты посещал какие-либо из живых выступлений Зигги? Записывал что-то?

– Многие посещал, и да – я записал саундтрек фильма, который Тони В. (Висконти) любит разносить в пух и прах.

– У тебя остались памятные предметы с того периода?

– Нет.

– Наконец, Дэвид обсуждал с тобой его проект "Зигги Стардаст тридцать лет спустя"?

– Были разговоры о том, чтобы сделать микширование оригинальных продюсерских лент для "surround sound", но ко мне никто не обращался.

– И напоследок, когда ты последний раз слушал альбом "Зигги Стардаст" целиком?

– Понятия не имею, когда-то давно.

"The Ziggy Stardust Companion" благодарит Кена за его время и воспоминания.

 

Category: Miscellaneous | Added by: nightspell (09.11.2017) | Russian translation:: EaZy_Tigerr
Views: 159
   Total comments: 0
Only registered users can add comments. [ Registration | Login ]


© Копирование любых пресс-материалов сайта разрешается только в частных, некоммерческих целях, при обязательном условии указания источника и автора перевода.